б) инвестиции и командно-административная экономика СССР (1930-1980 гг.)
Однако переход к командно-административным методам руководства экономикой в конце 20-х гг. XX в. в сочетании с лозунгом об усилении классовой борьбы по мере продвижения к социализму привели к полному вытеснению иностранного капитала из нашей экономики, часто насильственному.
С конца 20-х гг. XX в. вплоть до 1987 г. официальное отношение к иностранному капиталу в СССР было сугубо отрицательным. Вместе с тем сам СССР выступал в качестве иностранного инвестора за рубежом.
После Великой Отечественной войны на основе перешедших к СССР бывших германских активов, находившихся в Болгарии, Румынии, Венгрии, Финляндии, по соглашению с этими странами на их территориях были созданы смешанные общества, действовавшие до 1955 г.
Начиная с 1960 г. возобновляется практика создания за границей смешанных торговых обществ с участием советских внешнеторговых организаций. По данным на 1987 г., таких обществ насчитывалось 99.
Смешанные торговые общества в основном занимались продажей за границей различного советского оборудования, автомашин, оптических и измерительных приборов, часов, точной и контрольной аппаратуры, радиоприемников, нефти и нефтепродуктов и другой промышленной продукции.
Помимо этого, за рубежом был создан ряд смешанных обществ, которые осуществляли транспортно-экспедиторские и другие виды обслуживания советских судов, например Черноморско-Балтийское страховое общество в Великобритании, советско-австрийское общество "Гарант" страховали как советские, так и иностранные транзитные грузы. В Финляндии в 1967 г. было учреждено советско-финское общество "Саймаалайнз" для транспортно-экспедиторского обслуживания и организации перевозок. С начала 70-х гг. XX в. Советский Союз начал создавать смешанные общества в сфере рыбного промысла. Так, в 1971 г. учреждено общество "Совиспан" на Канарских островах. В течение 1974-1976 гг. организованы советско-французское общество "Франсов", советско-итальянское "Совитпеско", советско-сингапурское "Марисско", советско-иракское "Рафидейн фишериз компани", советско-американская корпорация "Совам". В 1976-1981 гг. созданы советско-шведское акционерное общество "Скарус АВ", советско-новозеландские общества "Флетчер - Соврыбфлот фишинг лтд" ("Флетсов"), "Амалсов фиш лтд" ("Амалсов"), советско-мавританское АО "Мавсов", советско-перуанское АО "Совинка". Был также создан ряд смешанных банков за рубежом.
Таким образом, СССР достаточно активно использовал смешанные предприятия как форму международного экономического сотрудничества, однако только за рубежом, выступая в качестве экспортера капитала.
На территорию СССР иностранный капитал с конца 20-х гг. XX в. в течение более 60 лет не допускался и, естественно, какой-либо необходимости в регулировании иностранных инвестиций вплоть до 1987 г. не было.
Особенности понимания категории "инвестиции" в те времена состояли в том, что его истоки находились в "недрах" так называемой социалистической плановой системы хозяйствования. Отличительной чертой плановой экономики является то, что денежные средства рассматриваются в ее рамках в качестве условной единицы измерения стоимости (как выражения затраченного труда). В условиях социализма денежные средства никогда не могли превратиться в денежный капитал и в качестве капитала как самовозрастающей стоимости никогда не рассматривались, в том числе и потому, что капитал представлялся орудием эксплуатации рабочей силы, орудием присвоения прибавочного продукта. Таким образом, законодательство советского социалистического периода просто не могло содержать правовых норм, касающихся движения денежного капитала и осуществления инвестиций.
Вместе с тем определенный опыт правового регулирования внешнеэкономических отношений был накоплен в период существования экономической организации сотрудничества социалистических государств - Совета экономической взаимопомощи.
Достаточно указать на существовавшее в 80-е гг. XX в. разграничение совместных хозяйственных организаций (СХО) на совместные хозяйственные товарищества (прообраз договорных форм инвестиций) и совместные предприятия, ставшие впоследствии основной формой осуществления инвестиций не только из социалистических, но также и из других, в том числе капиталистических, стран. Регулирование предприятий с иностранными инвестициями было создано по образу регулирования совместных хозяйственных организаций 80-х гг. XX в. Важным представляется также и то, что не было унаследовано из этого опыта. В основе СХО - этих прообразов инвестиционной деятельности - лежали, как правило, международные договоры, заключаемые между органами государства (министерствами и ведомствами), содержащие в себе основы правового регулирования создаваемого предприятия - правовой формы экономического сотрудничества. Достигнутое между государствами соглашение обеспечивало необходимый для регулирования иностранных инвестиций допуск иностранного капитала на территорию государства. Обоснование избранного подхода к регулированию инвестиций содержалось в теоретических разработках того времени, посвященных специально этой теме, а также общим вопросам внешнеэкономического сотрудничества. С принятием в 90-х гг. XX в. первых законов об иностранных инвестициях, в отличие от предшествующего опыта, деятельность иностранного государства как инвестора была подчинена российскому законодательству.
Похожие работы:
- б) инвестиции и командно-административная экономика СССР (1930-1980 гг.)
Однако переход к командно-административным методам руководства экономикой в конце 20-х гг. XX в. в сочетании с лозунгом об усилении классовой борьбы по мере продвижения к социализму привели к полному ...
- Экономика СССР
Итак, как мы писали выше, исчерпав экстенсивные пути развития, экономика СССР начала "пробуксовывать". Опыт нескольких десятилетий убедительно показал, что принятая в стране модель хозяйствования эффе...
- Экономика СССР в конце 20-сер. 30-гг.
Конец 20-начало 30-х гг. ознаменовались коренным поворотом в экономической политике. Был взят курс на структурную перестройку экономики путем индустриализации промышленности и коллективизации сельског...
- Экономика СССР в период Великой Отечественной войны
Оправившись от поражения в Первой мировой войне, германская крупная буржуазия, не согласная с итогами Версальского мира, требовала пересмотра границ, возврата и перераспределения колоний. Она понимала...
- Необходимость преобразования командно-административной экономики
Объективная необходимость перевода экономики России от командно-административной к рыночной, начатого более 10 лет назад, была продиктована ухудшением экономической ситуации в стране, нарастанием соци...